Уткин Николай Николаевич (RA0SP).

К   т у н г у с с к о м у   м е т е о р и т у.

Сплав по реке Катанга был задуман осенью 2006 года, когда мы втроем UA0SHV (Фанис), RA0SAP (Фидрат) и RA0SP (Николай) организовали вылазку в Катангский район по программе RDA (IR-28). Всю зиму планировали как это воплотить в реальность. До самого последнего момента не было определенного состава группы. Конкретно дали согласие RA0SAP и RA0SP . А вдвоем преодолеть такой маршрут было конечно трудно, как впоследствии мы и убедились. И только в самый последний момент, буквально за несколько дней до старта определился третий участник экспедиции. Это был племянник Фидрата, Раушан (увы, не радиолюбитель), которому все - таки удалось получить отпуск. Нам просто повезло, так как Раушан был не только опытным туристом, но и превосходным кулинаром. Особенно нравилось его фирменное блюдо – жареная щука, пальчики оближешь (прим. автора). Ну а поскольку сплав планировался до п. Ванавара, где располагается управление государственным заповедником “Тунгусский”, решено было попытаться продлить маршрут до места Тунгусской катастрофы и по возможности поработать в эфире из эпицентра.

И так 26 июля я, (RA0SP), автобусом Железногорск – Новая Игирма, с рюкзаком и сумкой отбыл к Фидрату (RA0SAP) в Новую Игирму. Остальные вещи я заранее уже отвез к Фидрату. В Игирме меня встретили Фидрат и Раушан, с которым я там и познакомился. Поехали к Раушану домой ,забрали его снаряжение, что бы все уже находилось в одном месте. Затем отправились на рынок и по магазинам добирать недостающие комплектующие. Вечером должен был подойти Фанис (UA0SHV) и помочь нам погрузиться в машину, которая так же должна была подойти вечером к дому Фидрата. А барахла набиралось немало, одна только лодка чего стоила. Это была старенькая, но еще довольно крепкая дюралька МКМ, которую Фидрат с Фанисом где-то нашли на берегу залива и купили у хозяина специально для этой экспедиции. Они ее притащили к Фидрату домой, починили, и получилось довольно добротное судно (не путать с медицинским). Кроме этого у нас как запасной, аварийный вариант была еще трехместная надувная лодка “Турист-3”. Вечером подъехали на Урале Сергей с Александром, у них был запланирован объезд лесного хозяйства, и они любезно согласились попутно забросить нас в нужное место. Погрузившись, мы договорились, что они заедут за нами к 7 часам. Пока мы грузились, женщины готовили ужин, святое дело как же без этого. Фанис привез пузырек, просидели долго, обсуждая предстоящий вояж. Где-то после 23 часов Фанис с Раушаном ушли по домам, а мы еще маленько полазали по интернету и тоже угомонились. Утром 27 встали часов в 6, сганашили завтрак. Часам к 7 подтянулись Фанис с Раушаном, в 7-15 подъехал Урал. Скупая мужская слеза на прощание и в 7-45 мы отвалили. К 10-30 добрались до базы лесников на реке Кута, где совершенно случайно оказался рояль в кустах. Это был трал с погруженным на него вездеходом АТЛ . Прицепили трал к Уралу и двинулись дальше. В 11-45 добрались до такого места, где многоуважаемый Урал наотрез отказался дальше двигаться. Перегрузились на АТЛ, пропустили по 100 под малосольные огурчики. Часов в13 двинулись дальше на не менее уважаемом транспорте именуемом АТЛ. Километров через 50 движения по направлению , дорог здесь не существует, вспомнили про огурчики. Далее в том же духе примерно 40 км. И вот мы у первого промежуточного финиша, верховье реки Катанга, кордон “Илимская контора”. Встретил нас хозяин этих благодатных мест Ямпольский Сергей Леонидович, и две его собаки, была еще и третья, но она, куда то слиняла по своим собачьим делам. АТЛ-ка подошла поближе к реке, что бы полегче было таскать наше снаряжение и лодку. Берег в этом месте, да как в прочем и почти везде вплоть до порогов, крутой, высокий и мокрый. Одно слово болото. Кровососов несметное количество всех сортов и мастей. И, тем не менее, быстренько выгрузились и тут же вспомнили про малосольные огурчики. Как водится за приезд, за знакомство, и еще много прочих за. Под вечер подошли на моторе соседи Леонидыча их зимовье 25 км ниже по реке. Это Проскуряков Александр, он из поселка Сухой вблизи Братска, и Анимов Олег из Новой Игирмы. Они заехали построить баньку. Заодно заскочили проведать Леонидыча. Леонидыч угощал. Все же не часто его навещают гости, а тут такая толпа. Фидрат к этому времени уже спал, видимо укатали Сивку крутые горки. Местные антенны короткие, а трансивер без тюнера. Я нашел в кустах шестик метров 5, раскинул антенну на 3.5 и 1.9 недалеко от зимовья. Ни как не мог разобраться с Фидратовым буржуем, пришлось его растолкать, после чего он мгновенно вновь отрубился, видимо ни чего толком не поняв. В 18-45 позвал UA0SHV на 3.5, слышно прекрасно 9 в обе стороны. Дома что-то с аппаратом, Галю слышно громко, но с перерывами ну так и должно быть сапожник без сапог. Народу в зимовье много, поставил палатку недалеко от зимовья. После соответствующих тостов и разговоров завалился в палатку и заснул. Разбудил меня Фидрат, слышу по палатке гремит и видимо давно. На меня капает и вокруг сыро. Фидрат пытается где-то в углу пристроится, но я понимаю, что это дохлый номер, надо делать отсюда ноги не то к утру, мы точно крякнем. Спешно сгреб свои шмотки и скачками в стоявшую неподалеку поварню, в которой готовят летом еду себе и собачкам. Благо крыша на ней не дырявая. Позвал Фидрата, но ему помещение не приглянулось. Сквозь сон я слышал, как он мучил GPS, так и не прилег. GPS ( Global Position System – Глобальная система позиционирования), наиполезнейший приборчик. На стационарной орбите крутятся вместе с планетой 24 спутника, и по их сигналам, каждый желающий с помощью этого приборчика может определить свое местоположение на Земле с точностью до 6 метров. Вот Фидрат его и изучал. В конце концов я уговорил его перебраться в избушку с провалившейся крышей, часть которой оставалась сухой, я там с вечера установил трансивер. Под утро он туда перебрался и немного прикимарил. Часам к 8-ми народ потихоньку зашевелился, начал отходить от вчерашнего. Заварили чайку, нажарили пойманной накануне рыбы. Приняли немного на грудь, повеселели. Соседи с нижнего зимовья засобирались к себе, наши пошли к реке, решили сплавать проверить сетешку поставленную с вечера. Мы с Фидратом начали стенографировать текущие события, пока все это не выветрилось с похмельем. Кстати, сей синдром полностью отсутствует в здешних экологически чистых местах.

Дождь, начавшийся ночью так и не прекращается, нудный, мелкий, все промокло и просвета что то не видать. Но присутствующие опытные люди изрекли народную примету что суббота без солнышка не бывает. Интересно, откуда только об этом природа узнает, про субботу я имею ввиду.? Часам к 12 пришел Раушан, принес щуку, он оказывается не поплыл с мужиками , а решил покидать спиннинг здесь поблизости. Мужики подались куда то вверх по речке. Затопили баньку. Ближе к вечеру подтянулись Сергей с Александром , привезли рыбу, окунь, щука, сиг и рыбу которую я видел впервые , по местному кулбан . Как выяснилось в последствии – язь. На вечер Сергей сварил борщ и сделал “ХЕ” из сига, правда перчика не оказалось, но все равно вещь. Помылись в баньке и вечером вспомнили про малосольные огурчики и под “ХЕ”!!!. Как же немного иногда нужно для полного счастья.

О Илимской конторе нужно рассказать отдельно. На большой поляне, вблизи реки расположилось с десяток построек, некоторые из которых уже пришли в полную негодность. За достоверность нижесказанного не ручаюсь, так как информация об этом поселении исходила в основном от местных охотников и других не документальных источников.

Когда то, лет эдак 270 назад здесь было довольно бойкое место. Основал это поселение купец Черных Кирьян Иннокентьевич. Здесь проживал его приказчик, который торговал с местными охотниками – тунгусами, меняя оружие, охотничье снаряжение, домашнюю утварь и прочие необходимые в тайге вещи на пушнину и другие не менее ценные богатства тайги сибирской. Жила здесь в то далекое время и учительница, обучавшая грамоте местных детишек. Была сюда и зимняя дорога из, тогда существовавшего, Илимска. В последствии тут жили управляющий участком Катангского отделения зверопромхоза и штатные охотники. В настоящее время, по открытие охотничьего сезона, сюда приезжают охотники добывать зверя и пушнину. Леонидыч проживает здесь уже около 40-ка лет. Но как бы ни было хорошо в гостях, пора и честь знать. Начали собираться и мы, Леонидыч конечно погрустнел, но, тем не менее, добыл откуда-то из закромов запотевший пузырек. Посидели на дорожку, пузырек скончался. Мы потянулись к берегу, где уже был спущен на воду наш корабль. В 11-ом часу отчалили, через сотню метров продрались через заездок и пошли на веслах, так как течения здесь практически нет. Замерили жопсом ( GPS), прошу прощения за неблагозвучность, но это гораздо проще чем произносить по буржуйски ДЖИПИЭС, скорость нашего движения. Получается что то около 5 км.час, это конечно неплохо, но как то не очень вяжется с нашими планами и расчетами. По полученным из разных источников данным скорость течения реки в среднем около 6 км.час. Мы то думали, что будем пузо греть на солнышке, сплавляясь по течению. Еще и работать в эфире прямо с лодки, еще и рыбачить, во губу раскатали. Это она наверное там, у Енисея так разгоняется. Прикинули если меняться через час на веслах, да грести по 10 часов в день, дней за 15 до Ванавары доскребемся. Забегая вперед, скажу, что действительность оказалась на много хуже. Ну а пока, мы полные радужных надежд, в предвкушении всяких приключений не очень об этом думали. Первым сидел на веслах я, Раушан бросал блесну, попадался очень даже приличный окунь. Через полтора часа меня сменил Фидрат. Я тоже достал свой спиннинг. Посмотрел у Раушана блесна маленькая и очень пестрая, просто какая то игрушка. Раушан, извини дорогой, понесло деда. Я зацепил видавшую виды десертную ложку, покидал немного, поймал щуку, потом еще, а потом пошло-поехало на любые блесны, видимо заплыли в девственные угодья. Фидрат не мог дождаться своей очереди, когда его на веслах сменит Раушан. Брали только ту рыбу, которая приглянется, остальную выпускали, ну прямо как иностранцы. Остановились только тогда, когда Фидрат вытащил щуку кг. на 4, ее взяли, так как он сказал что это самая большая рыба, которую он когда либо ловил. Да и то право, наловили столько, что надо хорошо проголодаться, что бы все это съесть. А делать запас просто не имело смысла, можно просто брать по потребности, коммунизм одним словом.

Сайт создан в системе uCoz