8 августа. По записям Фидрата, сегодня 11-ый ходовой день. Проснулись в половине девятого, ночью было сыро и холодновато. Но одежда на мне за ночь высохла. Раушан готовил завтрак, мы собрали вещи, попили кофе и в девять часов продолжили путь.  Прошли всего с километр, как на правой стороне показалось большое зимовье. Остановились, посмотрели и очень пожалели, что не дошли сюда вчера. Под общей крышей зимовье, банька и хозпостройки. У баньки под окошком небольшой огородик. Хорошая картошка, две грядки морковки, по краю укропчик. Все кругом чисто убрано, везде деревянный настил. На наружной стене зимовья прибита медвежья шкура. Оставили записку и пошли дальше.

К обеду дошли до Угояна, вернее до того, что от него осталось. Кирпичная печь стоит посреди поляны, на высоком берегу, видная далеко с реки. Кругом груды разного авто хлама. Видимо был пожар, так как от строений остались только обгоревшие полы да остатки забора. Зрелище мрачное. А ведь не так и давно здесь жили люди, и это было, чьим то местом рождения. От такого пейзажа хочется бежать, что мы и сделали.

В 14 часов решили перекусить не приставая, пустили лодку по течению, которое, слава богу, появилось. Хоть небольшое, но все же не стоим на месте. Вскипятили на газе чай, разогрели суп,  ставшийся со вчерашнего ужина и,  Х Л Е  К О Н Ч И Л С Я, переходим на сухари.

Около 16-ти часов подошли к порогу, даже не вооруженным глазом было видно, что не сложный, перепад не больше метра. Наверное, это последний порог. Пошли без разведки, вначале резинка, следом дюралька. Прошли без проблем, лишь в резинку накидало немного воды. Река стала мелкой и широкой, гребли до половины седьмого. Остановились пораньше, что бы отдохнуть и подсушить одежду. Берег пологий и каменистый, в 30 метрах от реки полоса березового леса, за которой сплошное болото, на котором кое-где чахлые березки и лиственницы. Метрах в ста от места стоянки, три небольших, но глубоких озерка. Между ними протоптана плотная тропка, здесь явно кто-то обитает. Все озерки завалены срезанной осокой. От ближнего к реке озерка к реке ведет такая же тропка. Наверное, тут живет ондатра.

Кроме огромного количества уток нам что-то мало кто попадается, идем вроде тихо, не орем песни. Да не с чего петь.  Поставили палатку, антенну, Раушан приготовил ужин, поговорили с домом и забрались в палатку спать.

Ночью был дождь, достала уже эта сырость. Под утро Фидрата разбудила утка, которая разоралась прямо возле палатки. Мы Раушаном спали хоть бы что, наверное привыкли к этому гаму. Но тем не менее расшевелились все, палатка все же маловата для троих. Стоит одному попытаться вылезти, так невольно расталкивает других.

Позавтракали и к восьми часам двинулись дальше. Вскоре проплыли еще один большой остров. В километре от острова, на правом берегу увидели зимовье, очень чистое и добротное. Заметили, что после начала порогов стали попадаться хорошие зимовья километров через 10-15. Как-то приходит мысль, что в Эвенкии другие охотники, или другое отношение к месту, в котором люди проводят долгие зимние месяцы. Конечно, видел я и у нас хорошие зимовья. Но ведь здесь все такие, просто заимки, нет только людей и домашних животных. Такое чувство, что вот только что куда то отошли. Не в обиду, конечно, нашим Иркутским охотникам, у нас везде проходной двор, а сюда так просто не заберешься.

В половине двенадцатого остановились на обед, на левом берегу, возле очередного зимовья. Через час отправились дальше. На одном из плесов сильно плеснулась рыба. Подошли поближе, Раушан вытащил из этого места щуку. Я то же не утерпел, решил покидать. Результат, на двоих две щуки килограмма на три и восемь очень приличных окуней, видимо неприличных здесь нет. Интересно откуда они берутся, вот сразу такие приличные. Ведь за весь путь ни одного небольшого, я уже не говорю маленького, а ведь у Раушана небольшие блесенки. Справедливости ради надо заметить, рыбы да порогов было значительно больше чем после порогов. Там мы просто брали, сколько и когда надо, а здесь что бы пожарить рыбки приходилось рыбачить.

С обеда выглянуло солнце, поставили на зарядку аккумуляторы. Но солнце часто закрывается облаками от того зарядка неважнецкая. В половине восьмого вечера, на правом берегу, перед скалами, увидели зимовье. Остановились на ночлег. В этот день пройдено 42 км.

Пожарили щуку и окуней, сварили уху и еще посолили в пакет щуку, так как жареной рыбы хватит и на завтрашний день.  В назначенное время вышли на связь, мне ответил Александр Григорьевич (UA0SLO). Ему позвонила моя супруга и пожаловалась, что у нее не работает радио. Он зашел, починил и заодно побеседовал с нами. Поговорили с Фанисом, и пошли ужинать. Понемножку под дичь, и улеглись спать. Комаров в зимовье практически нет, поэтому проспали до восьми часов. Вскипятили чай, собрались. Пока Фидрат с Раушаном готовили завтрак и собирали вещи, я подкачал резинку, она что-то подозрительно быстро начала сдуваться, раньше держала весь день. Теперь же приходится подкачивать на каждой стоянке. Заклеил подозрительные места скотчем. И для резинки не прошли даром пороги и мели.

Позавтракали и в половине десятого отчалили. Течение не плохое, идем около 5 км.час. Зацепляю резинку к дюральке, перебираюсь к ним в лодку и сажусь писать дневник. За последние дни после Кирьяновской конторы ни одной живой души, я людей конечно имею ввиду.  Буквально через полчаса как я написал эту фразу, и, пересел за весла дюральки, впереди по левой стороне увидели лодку и двух рыбаков. Подошли, познакомились. Это оказались жители Ванавары, Карнаухов Владимир и Назаров Юрий. Они добрались сюда на шитике, так называется местная лодка, длиной до десяти метров и шириной с метр. На шитике стоит “Ветерок” а внутри лежит “Вихрь”. Они профессиональные охотники, заезжали строить новую баньку. Это их зимовья были на порогах, которые нам понравились, и лодка “Обь”, которую видели вверху на берегу. И, как я понял, от этого места и до самой Иркутской области, это все ИХ. Ну, это мы выяснили потом, в зимовье, куда они пригласили нас в гости. Зимовье это уже не их, но посидеть и побеседовать, там не возбраняется. А пока, они кликнули собачек, коих набралось пять штук и потихоньку на “Ветерке” потарахтели вниз.  Ну а нам не привыкать на веслах, что, нам каких то 5 километров, когда там ждет хорошая таежная еда, и множество интереснейших рассказов, куда там Мюнхгаузену.

Через час мы подгребаемся к зимовью на правой стороне. Нас уже ждет жареное мясо с печенью и вкуснейшая рыбка, величиною с палец, очень похожая на кильку. Тугунок, это местное название туруханской селедки. Что же ожидания сбылись. За беседой как-то незаметно пролетело время. И нам и им нужно двигать дальше. Они вечером планируют уезжать домой и должны сегодня же догнать нас. Фото на память и мы погреблись дальше.

Около восьми часов они нас догнали и ушли вперед, крикнув что подождут нас за перекатом, который тянется более километра. Пройдя перекат мы увидели их стоящими посреди реки за огромным камнем. Тоже подошли к ним, вышли на камень, который оказался примерно 5х2 метра. С полчаса побеседовали, покурили и разошлись, надеясь на встречу в Ванаваре. Они планировали засветло дойти до Чемдальска. Пока мы тут беседовали, в струе, которая огибала камень, кто-то очень солидно булькал, буквально в полуметре от камня. Поскольку время было позднее и надо было успеть поставить антенну и поделится последними новостями с Фанисом, мы погреблись к видневшемуся на правом берегу зимовью. А булькателя решили оставить на завтра.

Приготовили ужин, поставили антенну. Фидрат решил ночевать в лодке, зимовье ему не приглянулось. Действительно мрачновато и сыровато в зимовье. Стены черные от копоти, видимо печка топится плохо. А сыро оттого, что его по весне топит, слишком близко к реке. Зато здесь гнуса меньше чем на улице. В 21-45 поговорили с домом, там все в порядке. Ужин и отбой.

Сегодня 11 августа. Проснулись, в половине восьмого, вернее, разбудил нас Фидрат, он, наверное, замерз там в лодке. По быстрому кофе, сборы и в половине девятого подались дальше. Да, забыл, подошли к камню у которого кто-то вчера булькал, покидали в два спиннинга, ничего. Наверное Это, что булькало, уплыло булькать в другое место.  Гребем в две лодки, так все же получается легче и быстрее. Появилось течение, немного помогает.

В обед я прицепился к дюральке, перелез к ним, и мы пообедали, сплавляясь по течению. Вскипятили воду на газе, и по дошираку с копченым салом. С копченым салом видимо все вкусно.

Около шестнадцати увидели на реке человека, сразу не поняли чем он занимается. Подошли, познакомились. Алексей, житель Чемдальска, оказывается, он разыскивает ружье, выпавшее из лодки по большой воде. Он работает на дизельной электростанции. Его лодка так же была очень длинной, метров десять, на транце  двадцатипятисильная YAMAHA.  Через несколько минут мы двинулись дальше, а он продолжил поиски. Река очень мелкая, все дно видно. Примерно через час он нас догнал, ему нужно было заводить электростанцию. Мы пришвартовались к его лодке бортами и таким образом добрались до перетаски. До Чемдальска по реке в этом месте 14 километров, а через горку метров 500. Река здесь делает петлю вокруг горы.

Алексей с Фидратом и Раушаном пошли в поселок, а я остался на берегу, так как Владимир Карнаухов нас предупредил, что в Чемдальске проживают два коня-мародера, которые в один момент выгребут из лодки все съедобное. Я, конечно, скептически отнесся к его словам, но все же остался, да и лень было лезть в гору.

Фидрат с Раушаном ознакомились с поселком, нашли магазин, естественно подтоварились. Познакомились с главой поселения, Иваном Марковичем, который определил нас в местную гостиницу. На берегу, они встретили Владимира с Юрием которые решили нас дождаться, так что в поселке о нас уже было известно, идет, мол, экспедиция, так тут всех редких гостей называют. Через час примерно вернулся Алексей с товарищем, он уже завел дизель, и они пошли ниже по реке рыбачить.

Вскоре подошли Фидрат с Раушаном, и уговорили таки меня отмахать еще 14 километров по реке до поселка, я намерен был заночевать здесь. Хорошо, что я хоть резинку подкачал. Около двадцати часов отчалили и с усердием налегли на весла, так что в начале одиннадцатого вечера добрались до места. На берегу уже был накрыт стол в честь нас, то есть на доске тарелка с тугунком. Вокруг расположились Володя, Юра и несколько человек из местных. Пока знакомились под тугунок, местные собаки сперли у нас из лодки остатки копченого сала, сухари и вяленую щуку. Может зря они все-таки на лошадок то. Ну да ладно, нечего рот разевать. Разгрузили оставшиеся от набега собак вещи в гостиницу, стоящую не далеко от берега, все-таки там кое-что съестного осталось. Гостиница, это добротный вагончик из бруса на санях, где-то 6 на 2.5 метра. Он разделен на две, примерно равные части. Кухня, где имеется печь топящаяся дровами, стол и умывальник. Зала, где расположены два спальных места по стенам и небольшой столик у окна. В вагончик проведено электричество и имеется телевизор, показывающий несколько программ и электрический чайник.

Стол, накрытый на берегу, совершенно естественным образом переместился в гостиницу, правда, народу стало немного поменьше. Ни о какой радиосвязи с домом речи, конечно, не велось, по времени мы здорово пролетели. Знакомство продолжалось еще какое-то время, об этом я догадался утром по сильно похудевшей емкости с самогоном, и негромкому гулу доносящемуся из кухни.

Фидрат опять ночевал в лодке, утром пришел, чертыхаясь, коровы и собаки не дали спать, всю ночь шарились в лодке. Чемдальск, небольшой поселок на берегу Катанги. Время основания конкретно нам ни кто сказать не мог.

Предполагается, что при Советской власти сюда переселились раскиданные по реке и притокам отдельные семьи эвенков. Название, как рассказал нам Сидоркин Иван Маркович, глава поселения, происходит от рода Чемда, эвенков живших в этих местах. А на ум приходит “чем дальше в лес, тем ну ее в баню”, прошу прощения за сравнение.

Население поселка около 50 человек, в основном пенсионеры. Есть магазин, медпункт, метеостанция и дизельная электростанция, ГСМ. Детский сад, школа и клуб не работают. Очень много пустых домов. Все строения деревянные. Есть трактор, сломанный грузовик на центральной улице, легковой автомобиль НИВА и пара мотоциклов, да по берегу большое количество лодок с моторами, воровство отсутствует, последнее замечание совершенно не относится к местным животным. С хлебом напряженка, пекут сами. Когда-то в добрые времена здесь базировались разного рода экспедиции, очень много оборудования и кабельной продукции. Все это сохранилось благодаря труднодоступности.

Сайт создан в системе uCoz