Проснулся в половине шестого, сегодня пятница 17 августа, надо успеть в заповедник, пока служащие не ушли на выходные. Поднимаю мужиков, и без завтрака двигаемся дальше. По утру прохладно, на реке сплошной туман. Часам к девяти показались большие баки ГСМ, за которыми метрах в пятистах поселок. Подходим ближе, на реке, в лодке мужчина с женщиной проверяют сети. Интересуемся у них как добраться до администрации заповедника. Подходим к причалу, сооружение из бетона в высоту метров пять, метрах в десяти от воды. Появляется представление о том, какой транспорт здесь швартовался. Вытаскиваем лодки на берег, везде сыро и грязно, по всему берегу большое количество лодок. Все без моторов и пристегнутые на замки, это тебе не Чемдальск. Фидрат с Раушаном переоделись в цивильное и пошли искать управление заповедника, чтобы определить нашу дальнейшую судьбу. Я занялся разборкой вещей в лодках.

По берегу в изобилии гуляет воронье, у одной к ноге привязана консервная банка и она постоянно спотыкается и брякает ей. Интересно за что ее так наказали, как оказалось в последствии их всех здесь надо наказывать. Они у меня сперли самого крупного окуня, которого нам удалось поймать, не окунь, а динозавр какой то. Я его холил и лелеял, высушил его, хотел у себя дома повесить на стене в память о путешествии, а эти волки сперли его у меня в заповеднике, пока я в бане мылся, гады !!!

Фидрата с Раушаном, частник на Оке (транспортное средство для перемещения по суше) подбросил до управления. Частник оказался младшим братом Владимира Карнаухова, с которым мы встречались ниже первых порогов.

Управление заповедником, аккуратное двухэтажное здание. Территория вокруг здания ухоженная, много цветов, деревянные тротуары. Здесь же, особняком от прочих хозяйских построек, стоит банька, вещь крайне полезная, за банькой гаражи.

В управлении, на момент прибытия парламентеров, находилась одна женщина, бухгалтер. Через час подъехал зам. директора Юрий Иванович, поинтересовался, как добрались. Они нас ожидали числа 25, но, тем не менее, сразу же решили все вопросы по размещению и определились в дальнейших планах. Юрий Иванович, и водитель заповедника Виктор, на двух УАЗах приехали на берег за нашими вещами. Загрузили все вещи и резинку по машинам, а дюральку оставили пока на берегу. Судьбу дюральки определят работники заповедника, так как Фидрат передал ее в дар заповеднику. По пути заехали в магазин пополнили запасы продуктов, так как вечером решено было отметить наше благополучное прибытие.

В управлении нам выделили комнату на первом этаже и три раскладушки, о таком комфорте мы и не мечтали. Есть электричество, небольшая уютная кухонька с холодильником и электропечью, что еще нужно, что бы встретить вечер у радио. Поскольку билетов на Красноярск не было, решено было завтра же двигаться к метеориту. Нам определили двух проводников, лодку с мотором и необходимое количество горючего.

Вечером организовали небольшой сабантуйчик, после которого Раушан занялся банькой, а я начал устанавливать антенны вблизи окна выделенной нам комнаты. Поскольку окна в здании на первом этаже уже приготовлены к зиме, и ни одна форточка не открывается, установил трансивер прямо на улице, протянув удлинитель из окна второго этажа. Присутствующие здесь же работники заповедника с недоумением наблюдали, как я записывал непонятные каракули, слушая попискивание доносящееся из трансивера. Пришлось перейти на телефон, чтобы наблюдающие не приняли меня за шпиона. По просьбе присутствующих была прочитана небольшая лекция о любительской связи, что, несомненно, подняло авторитет нашей экспедиции. Чуть позже подошли два молодых парня Андрей и Ярослав, наши проводники к метеориту. Прошли в кухоньку и продолжили обсуждение предстоящего маршрута. Часа через два удовлетворенные беседой проводники отправились готовиться, а мы отправились в баньку, приготовленную Раушаном. Банька чистая, аккуратная, только Раушана подпускать к ней нельзя. Он натопил ее так, что трава вокруг баньки завяла, мыться пришлось на улице, хорошо, что народ уже разошелся.

В назначенное время связь с Фанисом, последние новости. Позже перебрались на восьмидесятку, народу было немного, в основном 0S. Валера , RN0SA, попытался организовать нам pile up, но что то не очень народ нами интересовался.

Пока мы мылись, Раушан разобрался с местной телефонной связью, набрал нам номера и мы переговорили с домом. Включили телевизор, еще посидели за чайником, и я отправился спать.Через некоторое время зашел Юрий Иванович, узнать все ли у нас в порядке, и они просидели за разговорами еще до половины первого, правда, всего этого я уже не слышал.

Утром, в семь часов, расшевелил мужиков. Фидрат жаловался, что почти всю ночь не спал, болела спина. Может сачкует, не хочет к метеориту тащиться, а может сказалась постоянная сырость в течении почти всего пути, да и от такой нагрузки что угодно прихватит не только спину, если весла не выдерживают, что уж про спину говорить. Позавтракали и начали собирать вещи, отбирали только самое необходимое, так как все придется тащить на себе 50 км по болоту. Подошел Андрей, один из проводников, с вещами и с собакой. Я так и не узнал до конца экспедиции, как ее правильно зовут, Андрей звал ее Тунгусом, а Ярослав Чукчей. В общем ни кто бы не обиделся если бы ее звали Русский, или к примеру Татарин, тем более что она отзывалась когда я ее просто звал Собака.

Пока суть да дело, потихоньку собрались все, причастные к этому мероприятию, хотя сегодня суббота, но в заповеднике наверное не бывает выходных, по крайней мере мне так показалось.

Закупили хлеба и остальные необходимые продукты, ну необходимые продукты они пусть прут на себе, пора бы и остепениться. Мне самое главное что бы аккумуляторы были и трансивер, ладно потащу сам.

Загрузили в Уазик моторы, бензин и еще какие-то железяки, которые впоследствии приделывали к моторам, что бы двигаться по реке там где нет воды. Часам к десяти добрались до берега, где был пришвартован наш корабль с громким названием МЕТЕОРИТ-2, интересно почему 2, может их несколько тут падало, а я и не знал. Это была лодка, обычная для этих мест шитик, длиной метров восемь. Перегрузили все вещи в лодку и ударив по пиву минут через сорок отчалили вниз по реке Подкаменная Тунгуска, далее вверх по реке Чамба 40 км до кордона Выезд, затем на своих двоих по болотам к месту падения метеорита еще 50 км.

Примерно через час подошли к порогу, мы сошли что бы было легче пройти порог. Андрей с Ярославом, Нам предстоит преодолеть маршрут длинной приблизительно 120км ( кто его тут измерял ). Первые 30км наши проводники, установили защиту на мотор, что бы в дальнейшем проходить мели на реке Чамба, прошли налегке порог и мы погрузившись продолжили путь.

Еще через час подошли к устью реки Чамба, сделали небольшую остановку для выгрузки части продуктов на обратную дорогу на кордоне Чамба. Кордон Чамба, это домик из круглого леса, размером примерно 5х5 метра. Расположен он на высоком крутом берегу Подкаменной Тунгуски ниже впадения реки Чамба. Вид на реку с кордона очень красивый.

Разгрузившись, продолжили путь, теперь уже вверх по реке Чамба. Проводники говорят что нам здорово повезло, так как вода после дождей большая, и до кордона Выезд должны добраться нормально. Первые два переката помогали мотору шестами, дальше река стала поуже, но зато поглубже поэтому пошли без помощи шестов.

И вновь большое количество уток, это уже территория заповедника, охота запрещена, посещения ограничены по этому зверью живется здесь спокойнее. На одном из поворотов выскочил выводок крохалей, еще не умеющих летать, и метров сто соревновался в скорости с лодкой. Не выдержав такого темпа, выскочили на берег и распластались на гальке вытянув шеи. Я их фотографировал, но серые утки, на такой же серой гальке практически стали невидимыми.

В одном месте, у глубокой заводи, остановились чтобы наловить рыбы на ужин. Попалась щука и несколько окуней, есть повод отметить.

Часов в 15 добрались до кордона Выезд. Выгрузили лодку, разожгли костер, стали готовить ужин и упаковывать вещи для завтрашнего пешего маршрута. У меня получилось около 20 кг, основной вес конечно аккумуляторы, у остальных я думаю не легче, у них продукты на 4 дня, часть из которых будем оставлять в промежуточных зимовьях.

Вечером Андрей с Ярославом, прихватив с собой Раушана, сходили на речку наловили нам на ужин хариуса, так что ужин прошел под свежепосоленную рыбку. После ужина установил антенну, переговорили с домом, еще немного посидели у костра пошли спать.

Воскресенье, 19 августа. Поднялись в 8 часов, приготовили на костре завтрак, вещи уже со вчерашнего дня были готовы, так что, позавтракав, часам к 9 отправились пешим ходом в сторону Тунгусской аномалии. И вот тут начался кошмар, по сравнению с которым сплав по Катанге показался просто раем. Весь путь проходит в основном по болоту, тропы как таковой не имеется, идем просто по направлению в сторону места падения. Правда в жопсе на карте отмечена тропа Кулика, и мы двигаемся за проводниками, изредка сверяясь с ним. Ноги не чувствуя твердой опоры постоянно пытаются куда то свалить. Чтобы представить себе что испытывали мы, нужно стать на панцирную сетку от кровати, на которой так любят прыгать ребятишки, и нагрузившись рюкзаком в 20 кг, попытаться пошагать по ней в течение часа. Через час как правило мы делали привал, выбрав место поровнее и посуше. За сегодня мы должны преодолеть переход длиной в 20 км, до реки Макикта, где находится зимовье в котором мы заночуем.

Где то около с середины пути я стал заметно отставать от мужиков, они из уважения к моему возрасту старались не подавать виду что я их сдерживаю. Раушан несколько раз предлагал мне поменяться рюкзаками, но я решил дотащится сам. В канце пути я пару раз ткнулся носом в болото, но мужики сделали вид что ни чего не заметили. К половине четвертого по полудни мы худо-бедно добрались таки до зимовья, и тут я заметил что болото укатало и их, сбросив рюкзаки все попадали куда попало. Один Тунгус, или Чукча, или как его там, короче Собак, как ни в чем ни бывало начал гонять бурундуков вокруг зимовья.

Немного отдохнув, Фидрат с Раушаном занялись приготовлением ужина, я занялся антенной, Андрей с Ярославом пошли на речку поймать что ни будь к чаю. Через час все справились со своей работой, подошли рыбаки с парочкой хороших хариусков. Ужинать сели на поляне у зимовья, где сооружен добротный стол персон на двадцать, благо погода располагала, яркое солнце, на небе ни облачка. Так как спать вроде бы рано, расположились в зимовье и весь вечер травили анекдоты. Поговорили с домом и затопили печку в зимовье, потому как к ночи резко похолодало. Постепенно как то незаметно все притихли в тепле.

Утром проснулись около восьми, Фидрат вышел из зимовья попить оставшегося с вечера на улице чая, а там лед. То то я ночью, сквозь сон слышал как кто то шурудил печку. Видимо хороший был морозец. Позавтракали, начали распределять вещи по рюкзакам, так как часть продуктов на обратную дорогу останется здесь. Предложили забрать у меня часть аккумуляторов, чем очень меня обрадовали, я кочевряжиться не стал, как говорят не доходит через голову, дойдет через ноги. После вчерашнего перехода у меня все еще спина кружится.

К девяти часам продолжили путь. Метрах в ста ниже зимовья перешли вброд речку Макикту, Фидрат с Раушаном в кроссовках, сразу же промокли, а вода в речке ледяная. Пожалуй самая удобная обувь в этих местах все же небольшие резиновые сапоги. Мне, пока я не провалился в яму на болоте, удавалось оставаться с сухими ногами. А вот проводникам в болотниках было тяжеловато.

Мой рюкзак полегчавший вдвое позволял мне не только не отставать от всех, но и замечать окружающую природу. Тем более что мне нужно было фиксировать все на фото, фотоаппарат Фидрата вышел из строя. Теперь я отставал от коллектива по причине запечатлеть какую ни будь козявочку, или какой ни будь кустик.

Первые 5 км проходим по болоту, затем вышли на каменистую гряду, поросшую сосняком. Перекур 15 минут и следующие 5 км по сосновому бору, идти по которому просто приятно.

В одном месте, Андрей, идущий первым, жестом остановил нас. Осторожно подходим, прямо на нашем пути две большие гадюки, черная и серая. Ночью был мороз, и они практически не двигаются, так как еще довольно холодно. Пока я фотографировал их, черная все же уползла, мужики обходя змей стороной, в кустах натолкнулись на еще одну кучу змей, наверное собираются в кучу для зимовки.

На середине пути перекур, я достал 1.5 литровый котелок, банку тушенки заварку и конфеты и сухари, чем не мало удивил присутствующих. Они думали что кроме аккумуляторов у меня ничего нет. Андрей сходил к лужице на болоте, так что у нас получился и перекур и перекус, даже Тунго-Чукче немного перепало.

Вторая половина сегодняшнего маршрута практически вся проходит по болотам. Часам к 16 подошли к речке Хушма, Ярослав поискал брод, самое мелкое по колено. Проводники в болотниках, Фидрат с Раушаном и так мокрые, им все по фиг, а мне пришлось разуваться. Ну очень не хотелось сапоги мочить в конце пути. Вода ,блин, ледяная, я перелетел речку почти не касаясь поверхности. Вскоре за речкой вышли на поляну на которой несколько совсем развалившихся строений, немного крутанулись, но Фидрат с жопсом вовремя заметил отклонение. Это и есть Пристань которая есть во всех описаниях Тунгусского метеорита. Здесь на поляне стоит столб, на котором прибиты указатели на все стороны света. Наверное все экспедиции и туристы прошедшие этим путем, оставили указатель с расстоянием до своей столицы. Верхние оставили видимо первопроходцы, на них почерневших от времени уже трудно что либо прочесть. Нижнюю, совсем свежую оставили литовцы, бывшие здесь за несколько дней до нас, правда насколько мне известно они добирались сюда вертолетом, у них видимо денег было больше чем у нас. Час вертолета стоит 60тыс. русских денег. Мы не стали оставлять свой указатель, так как были солидарны с радиолюбителями всего мира, а они живут во всех странах.

Метрах в двухстах на горе построена новая Пристань, это кордон заповедника. Два здоровенных дома под одной крышей, один 6х8, другой 6х5. Есть две электростанции, трехфазная ЖЭСка и киловатная буржуйская. В доме посуда, матрасы, одеяла, много книг по тематике места и микроскоп, с ним видимо пытаются все же отыскать метеорит, каждый сезон наезжающие сюда научные экспедиции. Ради бога не обижайтесь причастные к этому люди, я же дилетант в науке, что с меня взять. Недалеко вертолетная площадка. Внизу, под обрывом, в устье ручейка, впадающего в Хушму, банька. Раушан с Ярославом тут же занялись ею. Андрей с Фидратом начали готовить ужин, а я пошел обозреть окрестности и насобирать грибов, коих водилось здесь в несметном количестве, рыжики, сыроежки, маслята. В лесу набрел на чумы , стоящие здесь еще со времен первых экспедиций. Недалеко от чумов установлены вырезанные из дерева идолы, вероятно боги эвенков. На идолах и около, подарки: патроны, цветные лоскутки и всякая мелочь. Сделав несколько снимков, по быстрому слинял, что бы не тревожить покой богов.

Вернувшись с грибами, отдал их на попечение поварам, а сам занялся антенной. Потом Ярослав отыскал где то полтора литра бензина, завели киловаттную буржуйку и поставили на зарядку аккумуляторы. Когда все закончили со своими делами, сели ужинать. Над речкой Хушмой, на краю откоса построена большая столовая, персон на 50, с красивым видом на речку, поэтому грех было не отметить это, зря что ли тащили ее в такую даль.

Постучав немного на двадцатке, я пошел в баню, Фидрат сменив меня перешел на восьмидесятку. Услышав там UA0SJH и UA0SHV, попросил их что бы они скинули информацию в интернет о том что завтра мы будем работать из эпицентра. Когда начало темнеть, подключили к эл.станции лампочку висевшую в доме. Раушан затолкал под микроскоп мошку и предлагал всем полюбоваться ей. Теперь понятно откуда режиссеры фильмов ужасов берут свои персонажи. Решили оставить бензин в эл.станции на завтрашний день, поэтому заглушили ее и легли спать.

21 августа, вторник, подъем в восемь. Сегодня у нас маршрут всего 7км, поэтому не спеша позавтракали, взяли с собой немного еды, так как сегодня же вернемся, и в половине десятого выдвинулись в сторону метеорита. Километра через полтора вышли к Чугримскому водопаду.Между двумя скалами, с высоты метров 15 вода падает в выбитый за многие века в скале омут. Омут с трех сторон окружен скалами, и только в одну

сторону открыт выход из ущелья, куда и продолжает бежать ручей. Место необычное, красивое, снимаем всю эту красоту на фото, жаль памяти на флешке остается все меньше, надо бы снять видео. В омуте изредка всплескивается крупный хариус, кидаем ему всяких насекомых и лезем вверх по скале вдоль водопада. Некоторое время наш путь будет проходить вдоль ручья Чугрим. Часа через два выходим к месту, которое называется изба Кулика. Здесь стоят два дома построенные во время первых экспедиций. В одном из них жил и работал сам профессор Кулик, в другом жили рабочие.

В доме Кулика сохранилось все как было в те далекие времена лежат инструменты, на полочках приборы, даже самодельные, вырезанные из дерева шахматы. Правда сам дом в плачевном состоянии, крыша продавлена снегом, и еще год-два, если не принять меры все это развалится. Дом рабочих еще крепкий, и недавно кто то здесь ночевал. Недалеко лежат какие то железяки от механизмов, назначение которых мне не известно, все это смахивает на геологическое оборудование. В ста метрах, на высоких столбах, обитых железом, расположен лабаз для хранения продуктов, рядом, у дерева, прислонена лестница для него.

Расположились под большим навесом, под которым построены столы, здесь же устроено кострище, на котором готовили пищу. Мы с Фидратом начали готовить аппаратуру и антенну на двадцатку, остальные стали готовить обед, дав нам для работы в эфире 3 часа, так как мы планировали еще посетить “ камень Джона ”, который находится примерно в километре от этого места. Время около 4UT, а мы дали информацию что появимся из эпицентра в 6UT, но выбора нет, надо работать, надеясь что о нас в интернете знают, и народ может быть контролирует частоту 14.020. На самом деле так и оказалось, с первого же вызова ответили японцы и Дальний Восток, затем постепенно появился Урал и Европа, хотя там раннее утро, Европейских станций не меньше чем Российских.

Поработав отведенных мне полтора часа, передав QSY-14.180, пошел обедать, передав руль Фидрату. Желающих отработать с нами было много, так что 3 часа пролетели мухой, но увы с нами были еще люди, которым хотелось посмотреть последствия Тунгусской аномалии. По быстрому скрутив свои провода, мы, следуя указателю, прибитому к дереву, направились по хорошо натоптанной тропе в сторону “камня Джона”.

Минут через 20 мы были уже на месте. В яме, обкопанный со всех сторон, лежит каменюка весом эдак тонн на 10. Пусть не обижается на меня Джон, но таких булыжников по тайге валяется немало, с чего он взял что это метеорит. Еще раз прошу прощения, я далек от науки и рассуждаю как дилетант. Вокруг этого места выкопано много траншей и шурфов. Фото на память и мы трогаемся в обратный путь.

Перекусив на “избе Кулика”, берем направление на кордон Пристань. Назад возвращаемся оставляя ручей Чугрим левее, проводники говорят там красивый вид с обрыва на водопад. Перекуриваем на обрыве, делаем фото, вид действительно впечатляет.

Сайт создан в системе uCoz